Что такое GEO и заменит ли оно SEO
С появлением искусственного интеллекта поисковая оптимизация снова совершила новый виток развития. Теперь нужно учитывать больше факторов? Или вообще не заниматься оптимизацией, а ИИ сделают всё за специалиста и пользователя? Что вообще значат новые термины? Разберём, как меняется подход к оптимизации и что на самом деле стоит за новыми трендами продвижения.
SEO, GEO, AEO,…
Для начала разберем некоторые термины.
Search Engine Optimization (SEO) – общее и устоявшееся определение для комплекса мер по продвижению сайтов в поисковых системах.
Answer Engine Optimization (AEO) – стратегия оптимизации контента под answer engines – системы, которые напрямую выдают готовый ответ на запрос (Google’s Featured Snippets, Bing Chat, голосовые ассистенты). Задача AEO – структурировать и формулировать информацию так, чтобы она была понятна алгоритмам и максимально релевантна для выдачи как единственного или основного ответа.
Google Search Generative Experience (SGE) – это блок результатов поиска Google, который генерируется нейросетью с использованием разных релевантных источников.
Generative Engine Optimization (GEO) – подход к оптимизации контента под генеративные поисковые системы и AI-ассистенты (например, ChatGPT, Perplexity, Gemini), которые формируют ответы на основе ИИ, а не просто выдают список ссылок.
Цель GEO – сделать так, чтобы ИИ-модели корректно упоминали ваш бренд, продукт или источник в сгенерированных ответах, учитывая контекст и фактическую точность.
Пока подробнее остановимся именно на GEO. Если традиционное SEO помогает сайтам попасть в обычные результаты поиска Google или Яндекса, то гео-оптимизация работает с ответами, которые генерирует искусственный интеллект. Цель GEO – сделать так, чтобы ваш контент использовался в AI-ответах, включая Search Generative Experience (SGE) от Google и другие ИИ-платформы.
Что такое GEO и чем отличается от SEO?
Разница между SEO и GEO кроется в том, для кого мы оптимизируем контент. Классическое SEO «разговаривает» с поисковыми роботами, которые оценивают техническую сторону сайта, ключевые слова и структуру страниц. А вот AEO и GEO вместо SEO работают с искусственным интеллектом – системой, которая понимает смысл текста и может создавать развернутые ответы на вопросы пользователей.
Мы теперь гуглим по-новому: обращаемся к ИИ-системам за информацией, пишем более длинные и точные запросы и ожидаем комплексного ответа.
Сами же традиционные поисковые системы столкнулись с серьезными вызовами.
В конце 2024 года Google испытал значительное снижение трафика и прибыли от рекламы, что свидетельствует о глубинных изменениях в поисковой экосистеме.
Однако уже 6 августа 2025 Google представил противоположную точку зрения на влияние AI-технологий.
В официальном блоге компании утверждается, что AI Overviews приносят сайтам больше качественных кликов, а не уменьшают их видимость.
Источники, которые AI Overviews для генерации ответа, расположены рядом с ответом в нулевом блоке:
Также можно рассмотреть ответ Perplexity, который содержит схожие ссылки на источники. В свою очередь, оформленные нейросетью ссылки могут привести трафик на сайт:
Это говорит о том, что с попаданием контента в качестве источника AI Overviews, ChatGPT и других LLM сайты могут набрать более качественные клики от заинтересованных реальных пользователей. То есть, максимальное число сайтов и бизнеса скорее скорректирует стратегии продвижения и будет стремиться попасть в ИИ-выдачу, чем закроет для эту возможность.
Практическое применение
На практике GEO не так просто реализовать, ведь этот вариант оптимизации требует серьезного пересмотра контентной стратегии. Если в традиционном SEO акцент делался на вхождение ключевых слов и техническую оптимизацию, то в GEO-оптимизации приоритет получает создание комплексного контента (comprehensive content), который может быть использован ИИ для формирования полноценных ответов. Контент должен преобразовываться из простого набора ключевых фраз в структурированную, семантически богатую информацию.
Ключевые принципы работы для LLM включают создание контента, который отвечает на конкретные вопросы пользователей, использование естественного языка и структурирование информации таким образом, чтобы ИИ мог легко ее интерпретировать и цитировать.
В рамках такого подхода важно понимать разницу между seo и geo на практическом уровне: первое оптимизирует под алгоритмы ранжирования, второе – под понимание искусственного интеллекта.
AEO стратегии также включают работу с различными форматами данных, оптимизацию под голосовой поиск и создание контента, который может быть использован в избранных сниппетах и ИИ-сводках.
Важные элементы GEO-стратегии включают:
- Создание подробных FAQ-секций с развернутыми ответами
- Использование структурированной разметки Schema.org
- Написание контента, который может стать источником для цитирования
- Оптимизацию под голосовой поиск с естественными фразами
Несмотря на серьезные изменения в поиске, полностью отказываться от традиционного SEO пока рано. Поисковая система продолжает развиваться, поэтому лучший подход – совмещать проверенные SEO-методы с новыми GEO-стратегиями. Нужно работать и с обычными факторами ранжирования, и с требованиями искусственного интеллекта.